К_открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели),
а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства). За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое.
На 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики,
декоративно-прикладного и народного искусства, архивные материалы.
В_первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция значительно увеличилась, благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921-1928).
В 1941 году в связи с началом Отечественной войны большую часть коллекции (свыше семи с половиной тысяч самых ценных экспонатов) эвакуировали в Пермь. Оставшуюся часть коллекции
укрыли в подвалах здания. За время войны 1941-1945 годов ни один музейный экспонат не пострадал.
В_разделе древнерусского искусства широко представлены иконы 12-15 веков ("
Чудо Георгия о змие",
"
Борис и Глеб", "
Архангел Гавриил",
"
Сергий Радонежский с житием"),
произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон 12 - начала 20 века.
Реформы Петра I затронули все стороны жизни Росси, в том числе и искусство. Приглашаются художники из-за рубежа, посылаются на учебу в Европу.
Немец И.Г.Таннауэр был первым, познакомившим с европейским барокко. И.Н.Нткитин ("
Портрет напольного гетмана Я.К.Сапеги") был одним из первых пенсионеров, посланных на учебу за границу.
И.Г.Таннауэр ("
Петр I в Полтавской битве"), французы Б.Ш.Митуар (
портрет К.И.Росси),
Ж.Л.Вауль (
портрет Павла I, (
Н.С.Фросте и многие другие иностранные описцы, работая в России, внесли большой вклад в развитии русской живописи.
Восприняв в начале 18 века новшества западноевро- пейской живописи, русские художники не только освоили их традиции, но и выработали
свои композиционные схемы и содержательность портретного изображения. Портреты отражают специфические русские черты.
Изображениям свойственны полнокровное восприятие окружающего мира, более
насыщенная цветовая гамма, большее внимание к одежде. Русский портрет стал вровень с лучшими образцами западноевропейской портретной живописи.
В одном из персонажей картины "Последний
день Помпеи" Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница, графиня Юлия
Самойлова , фигурирует на полотне трижды.
Родоначальником реализма в бытовом жанре был П.В.Федотов ("
Игроки"
. Реализм станет основной чертой в работах передвижников.
В работах пейзажистов большое разнообразие. От лирических А.К.Саврасова ("
Радуга"
, А.И.Куинджи ("Лунная
ночь на Днепре"),
Ф.А.Васильева ("болото в лесу.
Осень ") до монументальных И.И.Шишкина ("Корабельная
роща"
).
На картинах запечатлены виды городов.
И.К. Айвазовский ("
Вид Одессы в лунную ночь") обладал абсолютной зрительной памятью, и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками.
Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.
Для создания картины "Девятый
вал"
Айвазовский использовал всего 4 краски - красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.
Произведения конца 19 - начала 20 века составляют более половины дореволюционной живописи в собрании Русского музея. Они представляют все направления и самые различные течения этого бурного времени.
И.И. Шишкину (
портрет Шишкина) и И.И. Левитану была близка русская природа, полянки, стога сена, леса, березовые рощицы, голубые дали озер. И каждый из них
по-своему передавал красоту необъятных просторов своей Родины. Всего И.Е.Репин написал три картины "
Запорожцы пишут письмо турецкому султану", основная в Русском музее,
вторая (1889/96 гг. не закончена) передана из ГТГ в
Музей изобразительных искусств в Харькове, и в ГТГ остался первоначальный эскизный первый вариант (1887 г.).
Любовь к своей стране, к своему народу и его прошлому проявлялась у многих русских художников. Исторический живописец
В. И. Суриков показал в своих работах важные эпизоды героического прошлого нашего народа - "
Переход Суворова через Альпы", "
Покорение Сибири Ермаком",
"
Степан Разин"
Основная тема в работах В.М.Васнецова - былинно-сказочные сюжеты. "
Витязь на распутье" - одна из лучших его картин.
М.В.Нестеров ("
Видение отроку Варфоломею") всегда стремился найти отрадное в тишине вечно прекрасной природы. А.Е.Архипов ("
В гостях"
) выражал в своих работах чувство глубокой
любви и привязанности к простой жизни работящих людей.
Трактуя евангельское событие как подлинно историческое, в картине "
Христос и грешница", В.Д.Поленов, посетив Палестину, Сирию и Египет, в картине изобразил действительно существовавший храм.
Кроме Товарищества передвижников, определившего пути развития живописи во второй половине 19 века, другим значительным объединением
художников России на стыке веков был "Мир искусства", в котором состояли Б.Д.Григорьев ("Всеволод
Мейерхольд"
), В.А.Серов "
Балерина А.П.Павлова"),
Л.С.Бакст "Древний
ужас" ),
К.А.Коровин ("Москворецкий
мост"
), Б.М.Кустодиев ("
Масленница" ),
К.С.Петров-Водкин ("1919.
Тревога"
), сделавшим многое для сохранения
истинно русского наследия в искусстве и активной пропаганде его в Европе.
Творческая манера К.С.Петрова-Водкина ("
Богоматерь умиления злых сердец") связана с традициями древнерусской иконописи, переплетающимися с чертами русского модерна и французского фовизма.
Русский музей располагает двумя знаменитыми "квадратами" К.С.Малевича - "
Чёрным"
и "
Красным",
работами других авангардистов - П.Н.Филонова ("Святое
семейство"
)и М.З.Шагала ("
Прогулка"
).
Произведения соцреализма широко представлены в Русском музее. Жизнь страны, подвиги в Отечественной войне, такие как в картине "
Оборона Севастополя" А.А.Дейнеки и свершения мирного праздничностью красок, родственной русскому народному искусству,
Владимира А.Серова ("
В.И.Лении среди делегато-крестьян") представителя и апологета искусства соцреализма,А.А.Дейнеки ("
Раздолье" ),
Г.М.Коржева ("
Гомер"
),
яркого представителя "сурового стиля" в живописи, Д.Д.Жилинского ("
Гимнасты" ), В.М.Сидорова ("Тихая моя
родина" ) и многих других замечательных художников.
В конце 1980-х годов был создан отдел новейших течений. Одна из задач отдела — собирательство новых, нетрадиционных видов искусства с отслеживанием наиболее актуальных и отражением их в собрании музея.
Полный:
СПИСОК из 147 репродукций в коллекции.
При оформлении страницы были использованы данные и выдержки из сайтов:
_http://www.rusmuseum.ru/, _https://ru.wikipedia.org/wiki/,