ИКОНЫ, 18 - 19/20 ВЕКА
В 1850-х
П.М.Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.
Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".
Иконы Андрея Рублева "
Спас"
, "Архангел
Михаил"
и
"
Троица"
принадлежат к высшим достижениям русского и мирового искусства
Первые иконы Павел Михайлович приобретает в 1890 году. Его собрание насчитывало всего шестьдесят две иконы.
Но Третьяков отличался от других коллекционеров тем, что "он первый среди собирателей подбирал иконы не по сюжетам, а по их художественному значению и первый открыто признал их подлинным и великим художеством, завещав присоединить свое иконное собрание к Галерее"
В настоящее время собрание древнерусского искусства насчитывает более пяти тысяч экспонатов всех периодов и направлений, в т.ч. около 4000 икон.
Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома, в Лаврушинском переулке, который семья Третьяковых купила в 1851 году.
Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи.
Одной из двух первых картин, приобретённых П.М.Третьяковым, послуживших началом знаменитого собрания,
была картина Л.Г.Худякова "
Стычка с финскими контрабандистами" (второй картиной была
"Искушение" 1856г. Н.Г.Шильдера (марки, увы, нет).
В 1860 годы у П.М.Третьякова появился замысел - создание исторической портретной галереи
выдающихся русских людей. Замысел был осуществлён в основном в 1870-80 годы, благодаря практике заказов портретов у известнейших русских портретистов.
Галерея располагает портретами представителей всех слоёв русского общества, начиная с петровских
времён по настоящее время, исполненными художниками, жившими и работавшими в нашей стране в разное время. "Крестьянский
обед"
- картина зачинателя бытового жанра в России М.Шибанова, живописца из крепостных.
Наибольших успехов живопись второй половины 18 века достигает в жанре портрета благодаря работам Ф.С.Рокотова (
портрет ххх В.И.Майкова),
А.П.Лосенко (
портрет Ф.Г.Волкова), Д.Г.Левицкого (
портрет Н.И.Новикова),
В.Л.Боровиковского (
портрет М.И.Лопухиной).
Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков, тем не менее, с первых до последних шагов своей
собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох 18 - первой половины 19 веков.
В Москве проходили, так называемые, выставки Общества любителей художеств, откуда П.М. Третьяков и пополнял постепенно свою коллекцию.
Благодаря выставке и приобретениям у других коллекционеров, в собрании представлены замечательные работы мастеров первой половины 19 века, но большая часть произведений этого периода в
Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя.
Ведущим направлением в живописи первой трети 19 века был классицизм, этот период в портретном
преобладающем жанре представлен работами О.А. Кипренского. В это время формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет.
Яркий пример романтического портрета - произведение О.А.Кипренского "Портрет
А.С.Пушкина"
.
Уже к моменту передачи картинной галереи в дар городу, в ней насчитывалось 518 графических произведений русской школы, со временем
раздел графических работ значительно пополнился работами художников, связанных с Россией, полученными в дар и приобретёнными на аукционах.
В работах В.А.Тропинина ("
Кружевница"
), находящихся в галерее, свой стиль изображения - придание естественности, ясности, уравновешенности несложным композициям,
нередко портретам-картинам с привнесением черт жанровой живописи. Своим творчеством он способствовал укреплению реализма в русской живописи.
Благодаря портретам современников, выполненными В.А.Тропининым (
портрет К.П.Брюллова), С.С.Щукиным (
портрет Павла I),
П.Е.Заболотским (
потрет М.Ю.Лермонтова), другими художниками, зритель галереи может иметь
представление о царях, архитекторах, поэтах и других знаменитых и не знаменитых - простых людях, живших в России 19 века.
В галерее находятся полотна яркого представителя классицизма в России - К.П. Брюллова. Это в основном портреты, выполненные в романтическом стиле.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве.
В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
Галерея Третьякова обладает лучшим и наиболее полным собранием картин, этюдов и эскизов
А.А.Иванова .
В отдельном специальном зале находится его шедевр "
Явление Христа народу"
В галерее представлены работы родоначальника бытового жанра в России -
А.Г.Венецианова ("На пашне
весна"
), посвятившего себя изображению
крестьянской жизни, как она есть, с чертами сентиментализма, но без приукрашивания действительности. П.М.Третьяков приобрел для галереи и
портрет Н.В. Гоголя, бывшего в расцвете сил, написанный Ф.А. Моллером, находившимся с ним в Италии
Русская жанровая живопись началась с работ художника
П.А.Федотова ("
Сватовство майора"), которые и подтолкнули П.М. Третьякова
к мысли о создании музея. Всего несколько лет своей короткой трагической жизни посвятил он живописи, но сумел выразить сам дух России сороковых годов,
с образами от карикатурных до трагических.
Искусствоведы до сих пор спорят - не изобразил ли самого себя на картине "Неравный
брак"
В.В. Пукерев.
Зародившийся, как самостоятельный, в конце 18 века пейзажный жанр представлен с большой точностью исполненными работами первого русского мастера-пейзажиста
К просчетам, приписываемым П.М.Третьякову относится то, что он недостаточно внимания проявлял знаменитому пейзажисту-маринисту
И.К.Айвазовскому, автору почти 6000 произведений, многие из которых уже тогда считались шедеврами.
Лирические картины Ф.А. Васильева, такие как "После
грозы"
,
полны глубокого настроения, они передают мельчайшие изменения в природе, сохраняя при этом обобщённость,
достигавшиеся художником использованием тончайших световых отношений. Исторические события и быт древней Руси отображены в картинах В.В.Верещагина ("
Скобелев под Шипкой"),
А.Д.Кившенко (Военный
совет в Филях"), А.П.Рябушкина ("Свадебный
поезд в Москве"),
К.Д.Флавицкого ("
Княжна Тараканова").
В галерее зритель может полюбоваться работами М.А. Врубеля ("
Гадалка"
,), выполненными в полном таинственности и почти
демоническом стиле, порой с беспредельной фантазией. Работы М.А.Врубеля ("
Демон"
), представителя "Мир искусства" А.Я.
Головина ("
Вече во Псковском Кремле") - отражение новых веяний в искусстве на рубеже веков
Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой,
так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в
"Московскую городскую думу".
РАБОТЫ ПЕРЕДВИЖНИКОВ
С возникновением Товарищества передвижных художественных выставок собирательство П.М.Третьякова тесно связано с этим
объединением художников, в которое входили лучшие представители изобразительного искусства того времени в России. П.М.Третьяков разделял с ними убеждение в том, что
искусство призвано служить народу в стране, в том числе, и в русских провинциях.
Неудивительно поэтому, что работы художников - передвижников составляли большую часть собрания П.М.Третьякова
при его жизни и значительную в музее в наше время, спустя полтора столетия.
В нашей стране за период с начала выпуска марок по сегодняшний день репродукции работ художников - передвижников
составляют почти половину из более трёхсот репродукций произведений, находящихся в Третьяковской галереи, на почтовых марках.
В 1863 году в результате, так называемого, "бунта 14" в Петербургской Академии и созданием вначале "Артели", а позже "Товарищества передвижных художественных выставок"
(просуществовало до 1923 года) образовался коллектив художников, объединённых чёткой идейной программой - отображать жизнь со всеми её социальными проблемами. Возглавил Товарищество И.Н.Крамской (1837 - 1887).
И.Н.Крамской был не только замечательным организатором и критиком, он создал галерею образов крупнейших деятелей
русской культуры своего времени, сумел выразить в своей картине "
Христос в пустыне" духовную драму человека - своего современника.
Визит П.М. Третьякова к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной".
Морально-этические проблемы, как и у И.Н.Крамского, подняты и в картинах с историческими и христианскими сюжетами передвижником Н.Н.Ге.
Портреты Н.Н.Ге отличаются своей эмоциональностью, иногда драматизмом, как, например,
портрет А.И.Герцена.
Товарищество было создано по инициативе Г.Г.Мясоедова, поддержано Н.Н.Ге, В.Г.Перовым, И.Н.Крамским, А.К.Саврасовым, К.Е.Маковским, И.И.Шишкиным,
другими членами - учредителями, подписавшими первый Устав.
Острой сатирой, сменившейся позже юмором, проникнуты жанровые картина В.Г.Перова,такие, как "
Чиепитие в Мытищах", в галерее одни из лучших портретных работ художника.
Вокруг него формировались художники - жанристы открыто социальной направленности.
Демократизмом проникнуты работы и пейзажного жанра. Красота среднерусского простого ландшафта в лирических, интимных картинах А.К.Саврасова ("
Грачи прилетели").
Работам И.И.Шишкина присуще не только монументальность размеров, они создают впечатление могущества, силы, величия и незыблемости русской природы -
спелая
рожь , вечнозелёные
сосны .
В них приоритет светотени и рисунка над цветом, статичность. Продолжая лучшие традиции работ А.К.Саврасова и П.В.Васильева
создаёт свои знаменитые картины "Золотая
осень"
, "
Март"
,
"Над вечным
покоем"
И.И.Левитан, с подчеркнуто яркими красками, присущими весне и осени.
Особое место занимают пейзажи с поразительными романтичными эффектами освещения, созданные А.И.Куинджи ("Лунная
ночь на Днепре"),
В галерее одна из работ А.И.Остроухова ("
Сиверко"
), собравшего и передавшего
позже Третьяковке лучшую той поры в России коллекцию икон. Самые острые проблемы общественной жизни подняты в работах Г.Г.Мясоедова ("Осеннее
утро"
).
Работы И.Е.Репина и В.И.Сурикова считаются вершиной демократического реализма второй половины 19 века,
которые, каждый по-своему, создали героический образ народа. И.Е.Репин ("
Запорожцы"
) проявил себя буквально во всех жанрах, оставив в каждом неизгладимый след.
В 1913 году 16 января произошел инцидент: от рук вандала пострадала картина И.Е.Репина под названием "Иван
Грозный и сын его Иван" (ПК).
Работа была разрезана ножом, однако ее удалось восстановить полностью. Художнику пришлось воссоздавать фактически заново лица изображенных. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
И.Е.Репин оставил потомкам образы знаменитых
людей (
портрет И.М.Сеченова), прославивших русскую культуру (
портрет М.П.Мусоргского), находя каждый раз наиболее выразительные приёмы для раскрытия образа портретируемого.
Масштабные произведения выдающегося мастера исторического жанра В.И.Сурикова знакомят посетитей музея
с героическими, а порой и драматическими, событиями в истории России - "Боярыня
Морозова"
, "
Меншиков в Березове", правдиво передавая характерные черты русского народа.
Его картины примечательны своей великолепной колористической трактовкой письма.
В картине "На
бульваре"
, посвятивший себя жизнеописанию крестьянства, В.Е.Маковский показал трагизм в отношениях села и города нищей пореформенной России.
Любимой темой А.М.Васнецова ("
Гонцы..."
) был 17 век, но в архитектурном плане. Облик древней Москвы, её улиц и строений запечатлены им на картинах.
Исторические эпизоды Русского государства отображены в полотнах С.В.Иванова ("
Приезд иностранцев. 17 век").
В 1900–1901 годах жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды,
в 1902–1904 году по проекту В.М.Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи. Произведения В.М.Васнецова переносят посетителя галереи в мир старины: "
Богатыри"
,
"
Витязь на распутье", "
Иван Царевич на сером волке" - к колориту и образам русских былин и сказок,
"
Крещение Руси" - к очень важному поворотному моменту в истории Русского государства.
Образ Древней Руси в картинах М.В.Нестерова предстаёт как почти идеальный, находящийся в гармонии с природой, мир,
ярко выраженный в картине "
Видение отроку Варфоломею". В галерее представлены и его портреты современников.
Совсем противоположное - обыденное и иногда грустное посетитель галереи видит в жанровых картинах А.Е.Архипова ("По
реке Оке") и Н.В.Неврева ("
Торг"
).
Новатором русской живописи на рубеже веков был Валентин.А.Серов ("
Девочка с персиками"), со своим светлым и поэтичным взглядом на мир. В его живописи
постоянный поиск новых форм художественного претворения реальности.
Картиной "Ремонтные
работы на железной дороге" представлен мастер многофигурных композиций К.А.Савицкий и одним из немногих пейзажей - "Московский
дворик"
-
В.Д.Поленов, много занимавшийся бытовым и историческим жанрами.
П.М. Третьяков создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства.
Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников,
Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления 19 века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее.
В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов.
До сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.
После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой.
В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры -
В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков,
И. Н. Грабарь . На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913)
бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина
(1867-1959).
РУБЕЖ 19/20 - 20 ВЕК
Коллекция искусства 20 века располагается в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу (строительство было завершено в 1983 году). Здание обладает огромными выставочными площадями (более 12 тысяч кв. метров).
Основная экспозиция в нём представила зрителям широкую картину творческого наследия отечественных мастеров, работавших в 1920-1960-е годы. Ныне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу открыта экспозиция искусства 20 века, в нём проходят крупные выставки,
разнообразные по тематике и экспозиционному материалу.
Объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, закрытие основного здания Третьяковки в Лаврушинском переулке почти на десятилетие (с 1985 по 1995 год) сделало на время здание на Крымском валу единственной экспозиционной площадью музея.
Рубеж веков - это время ожидания перемен, породившее множество течений, объединений, столкновение разных мировоззрений и вкусов.
Картиной "Звон.
Колокольня Ивана Великого" А.В.Лентулова представлен в галерее русский авангард, "вершиной" абстракционизма являются "
Квадраты"
К.С.Малевича.
С поступлением коллекции Музея живописной культуры, Галерея получила произведения художников "левых" течений и мастеров русского авангарда.
Важная дата для Третьяковской Галереи 3 июня 1918 год - в этот день музей был объявлен государственным, вследствие чего возникла Государственная Третьяковская Галерея.
Директором музея был снова (с 1913 был попечителем) назначен И.Э. Грабарь. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших
источников пополнения коллекции музея.
И.Э. Грабарь ("
Хризантемы"
) был также инициатором формирования галереи по европейскому хронологическому стандарту.
Одно из крупнейших явлений этого времени - создание объединения "Мир искусства", в которое вошли люди, уверенные в том, что
прекрасное можно найти только в искусстве. "Мир искусства" представлен в галерее работами Н.К.Рериха ("Заморские
гости"
), Серебряковой З.Е. ("Зелёная
осень"
)),
Сомова К.А., Б.М.Кустодиева ("
Праздник в деревне",
К.С.Петрова-Водкина ("Купание красного
коня")
, К.Ф.Юон ("Конец зимы.
Полдень")
, Е.Е.Лансере ("
Утро индустриальной Москвы").
В работах Б.М.Кустодиева что-то от народного лубка. Его "
Ярмарки"
и подобные другие картины из мещанского и купеческого быта, выполненные с лёгкой иронией, но не без любования полными краснощёкими полусонными красавицами. Уравновешенные
композиции и портреты З.Е.Серебряковой ("За
туалетом"
) выполнены в национальных традициях русского искусства. Много работавший как график, ведущий художник "Мира искусств" К.А.Сомов представлен
графическим
портретом поэта А.А.Блока.
Национальные традиции древнерусской живописи в работах К.С.Петрова-Водкина, использовавшего приёмы, свойственные иконописи, изобразительные метафоры, примером является картина "Купание красного коня", написанная накануне революционных событий.
Пейзажами представлен в галерее один из основателей "Союза художников России" К.Ф.Юон ("Лубянская
площадь зимой"), более поздней жанровой работой - Е.Е.Лансере ("
Бойцы у трофейных орудий").
В 20-30 годы основным направлением в живописи стал реализм. После последней в 1923 году 47 выставки Товарищества передвижников образуется Ассоциация художников революционной России, в которую вошло большинство художников. В работах художников бурные эпизоды революции и гражданской войны, люди, защищающие и строящие новое общество.
Целый цикл работ Валентина А.Серова посвящён В.И.Ленину (
В.И.Ленин провозглашает Советскую власть"), И.И.Бродского ("
В.И.Ленин в Смольном") и других художников.
В романтическом ключе решает батальные сцены М.Б.Греков ("
Трубачи Первой конной"), многие работы которого посвящены Первой Конной армии.
Кроме живописных, в галерее большое количество графических работ, среди которых портреты Н.М.Аввакумова (
портрет Я.М.Свердлова), иллюстрации И.М.Тоидзе ("
Единоборство Тариэла с тигрицей") и
С.С.Кобуладзе ("
Ториэл у потока").
Эпизод Отечественной войны 1812 года на полотне Н.П.Ульянова ("
Лорингстон в ставке Кутузова"), театрального и исторического художника, портретиста.
Романтикой дальних странствий и открытий веет от картины "В голубом
просторе"
А.А.Рылова. Будни советского села в работах Герасимова С.В. ("Колхозный
праздник"
).
Буйное цветовое богатство Армении, пронизанное светом, на картинах М.С.Сарьяна ("Старый
Ереван . Лето").
Пластическая мощь и выразительность в портретах
П.П.Кончаловского (
портрет Н.П.Кончаловской) и П.Д.Корина ("
Александр Невский").
В Великую Отечественную войну художники сражались с фашизмом не только непосредственно на фронтах, изложив свои впечатления позже
на холсте и бумаге. Отражение подвига народа, связь его с героическим прошлым в работах С.В.Герасимова ("
Мать партизана"), Ф.С.Богородского ("Слава павшим
героям"
),
К.Ф.Юона ("
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года"), Ю.М.Непринцева ("
Отдых после боя"), А.П.Бубнова ("
Утро на Куликовском поле"),
П.Д.Корина ("
Александ Невский"), В.Н.Яковлева (
портрет И.В.Панфилова) и многих других.
Во время Великой Отечественной войны экспонаты были перевезены в Новосибирск на специально выделенном эшелоне. В 1945 году Государственная Третьяковская галерея вернулась в Москву, где остается и поныне.
Столетие музей отпраздновал, имея в своей коллекции более 35000 произведений художественного искусства. Третьяковская Галерея на всех этапах своей истории бурно развивалась, поэтому в 1985 году построили специальное хранилище музея.
В 1980 году перед зданием Галереи установили памятник П. М. Третьякову (скульптор А. П. Кибальников, архитектор И. Е. Рожин).
Мирный труд стал основной темой в бытовом жанре в послевоенные годы и на десятилетия - картина, ставшая классикой советского искусства, "
Хлеб"
Т.Н.Яблонской, "
Дочь советской Киргизии" С.А.Чуйкова,
"
Свадьба на завтрашней улице" Ю.И.Пименова и многие другие работы советских художников.
При реконструкции (1985-95) в структуру музея был пристроен храм Святителя Николая. Раньше этот памятник 17 века был домовым храмом музея.
В пейзажном жанре преобладают работы с изображением гармонии человека с природой - Картины А.М.Грицай ("Летний
сад"
), Г.А.Айтиева ("
Полдень на Иссык-Куле"),
Г.Г.Нисского ("
Порт на севере").
С начала 21 века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, иконы, скульптуры,
произведения декоративно-прикладного искусства, есть ценный архив рукописей. В собрании свыше 180 тысяч экспонатов, в том числе - свыше 50 тысяч произведений искусства 20 в.
.
ДОМ - МУЗЕЙ В.М. ВАСНЕЦОВА
В начало
Дом-музей В.М.Васнецова (само здание было построено по эскизам В.М.
Васнецова и москвичи его ласково называют - "Теремок")
был открыт в 1953 году. В 1986 году он вошел в состав Всесоюзного музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".
В Доме-музее В.М.Васнецова хранятся 24 тысячи экспонатов - живопись, графика, прикладное искусство, предметы быта, благодаря которым посетители знакомятся с биографией и творчеством В.М.Васнецова.
На странице представлено 102 почтовых выпусков, посвящённых ГТГ. Полный
СПИСОК из 381 репродукции в коллекции.
При оформлении страницы были использованы данные и выдержки из сайтов и литературы - "Библиогафия"